photo #1
photo #2
photo #2
photo #2
photo #2
photo #2
photo #2
photo #2

Инф-образоват.ресурсы

ООП

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САРАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 2011 – 2015 учебный год

Образовательная программа школы является нормативно-правовым документом, отражающим стратегию освоения ценностей образования в процессе обучения и воспитания учащихся с целью их развития и социальной адаптации.

Основная миссия школы – создание условий для саморазвития личности средствами образования и возможности приобретать,   пополнять и развивать свои знания в различных сферах жизни.

Стратегическая   задача школы  —  конструировать  учебно- воспитательный  процесс, который обеспечил бы учащемуся успешную социальную и профессиональную адаптацию, возможность активно действовать в быстро меняющихся условиях современного общества с соблюдением этических, нравственных и правовых норм.

 

Образовательная программа определяет:

§  Цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;

§  Научно-методическую и материальную  базу реализации учебных программ.

 

Образовательная программа призвана:

§  Обеспечить оптимальный уровень образованности, которые характеризуются способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;

§  Сформировать гуманитарные мышления выпускников;

§  Сформировать личность учащегося на основе:

—  повышения уровня гуманитарной культуры личности школьников и их  самореализации в социокультурной реальности;

— обеспечения возможности открытого диалога в образовательном и социо-культурном пространстве;

— обеспечения возможности накопления школьниками опыта выбора (в сфере внеурочной деятельности и в выборе специализации на II — III ступени обучения);

—  воспитания уважения к закону, правопорядку;

—  развития способности к творческому самовыражению в образовательной, трудовой и досуговой деятельности;

— развития у обучающихся культуры умственного труда, навыков самообразования, методов и средств научного познания.

Данная образовательная программа  ориентируется на общие цели образования, предусматривающие создание для учащихся условий, способствующих, сохранению физического здоровья, интеллектуальному и духовному развитию учащихся, их самоопределению, социальной адаптации, продуктивному взаимодействию с людьми, подготовке учащихся к дальнейшему образованию и профессиональному определению.

 

Образовательная программа также учитывает требования:

—         Обеспечить каждому ребенку условия для развития личностных качеств через реализацию базовой образовательной программы;

—         Обеспечить социальную адаптацию и реализацию детей с проблемами в развитии через психолого-педагогическое сопровождение ученика;

— Достижение учащимися уровней элементарной и функциональной грамотности к окончанию основной школы, воспитание качеств, присущих жителям Калининградской области.

Школа считает необходимым создание благоприятных условий для:

1.     Достижения уровней образованности всеми учащимися, привития навыков и умений, применяемых в ведущих сферах жизни человека, через предметы развивающего блока направленные на развитие психофизиологических функций ребенка.

2.     Обеспечения защищенности ребенка как с точки зрения качества предоставляемых образовательных услуг, как и с точки зрения качества всей школьной жизни исключающей физическое и моральное насилие над ребенком.

3.     Самореализации личности учащихся и учителя.

4.     Выстраивания отношений в школе на основе сотрудничества, понимания и взаимопонимания.

5.     Социальной адаптации и реабилитации детей с проблемами в развитии и здоровье.

 

1.     Нормативно-правовая база образовательной программы:

§  Закон «Об образовании» Российской Федерации;

§  «Конвенция о правах ребенка»;

§  Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

§  Типовое положение об образовательном учреждении. Постановление Правительства РФ от 31.08.99 г. № 1008;

§  Федеральный компонент государственного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 №1089

§  Устав МОУ Саранская СОШ

§  Лицензия школы

2.     Кадровое обеспечение образовательного процесса

 В школе работает стабильный педагогический коллектив,  6 учителей являются выпускниками школы.

 Показатель

Кол-во человек

%

Укомплектованность штата педагогических работников (%)

19 (100%)

Всего педагогических работников (количество человек)
Из них внешних совместителей всего:в том числе:

— работников ВУЗов

— студентов

2

10,5%

Наличие вакансий (указать должности):-

Образовательный уровень педагогических работников с высшим образованием

12

63,1%

с незаконченным высшим образованием

1

5,2%

с средним специальным образованием

6

31,6%

с общим средним образованием

Имеют учёную степень кандидата наук

доктора наук

Прошли курсы повышения квалификации за последние 5 лет

16

84,2%

Имеют квалификационную категорию всего

13

68,4%

высшую

первую

7

36,8%

вторую

6

31,5%

Состав педагогического коллектива по должностям учитель

19

100%

мастер производственного обучения

социальный педагог

учитель-логопед

педагог-психолог

1

5,2%

педагог дополнительного образования

педагог-организатор

другие должности
Состав педагогического коллектива по стажу работы 1-5 лет

3

15,7%

5-10 лет

2

10,5%

10-20 лет

10

52,6%

свыше 20 лет

4

21%

Количество работающих пенсионеров по возрасту

2

10,5%

Имеют звание «Заслуженный учитель»
Имеют государственные и ведомственные награды, почётные звания

К числу положительных характеристик педагогического коллектива можно отнести:

1.    Достаточно высокий уровень профессиональной компетентности педагогов.

2.    Наличие педагогов, имеющих активную профессиональную позицию.

3.     Систематическое повышение квалификации.

4.    Освоение современных педагогических технологий, повышение информационной культуры.

5.    Достаточно благоприятный психологический климат.

6.    Взаимопонимание и согласованность позиций учителей, учеников и родителей.

7.    Методическая поддержка учителей на базе школы

 

К числу проблем можно отнести следующее:

1.    Старение педагогического коллектива, малый приток молодых кадров.

2.    Наличие группы учителей, не имеющих стремления к саморазвитию, приобретению новых знаний и умений, связанных с изменениями в современной школе.

3.    Недостаточно высокий уровень творческой инициативы, проектной и исследовательской деятельности педагогов школы.

4.    Наличие эффекта психологического выгорания учителей школы.

 

3.Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса

Информатизация образовательного процесса

 Наименование показателя

Фактическое значение

Наличие в образовательном учреждении подключения к сети Интернет, скорость подключения к сети Интернет, Кбит/сек

512 Кбит/сек

Количество Интернет-серверов

0

Наличие локальных сетей в ОУ

1

Количество терминалов с доступом к сети Интернет

12

Количество единиц вычислительной техники (компьютеров)- всего

— из них используются в учебном процессе

28

25

Количество классов, оборудованных мультимедиа проекторами

5

Количество интерактивных комплексов с мобильными классами

0

Другое: 

Телевизор

 

DVD проигрыватель

 

Музыкальный центр

 

Множительно-копировальная техника

 

Библиотечно-информационное оснащение образовательного процесса

 

5

5

2

7

Наименование показателя

Фактическое значение

Книжный фонд

17 320

Доля учебников (%) в библиотечном фонде

20,8%

Доля методических пособий (%) в библиотечном фонде ОУ,в том числе не старше 5 лет

19,8%

Количество подписных изданий

9

Данные о наличии материально-технической базы:

Наименование объекта

Кол-во мест

м2

Единиц ценного оборудования

Столовая

52

65,3

6 ед. (плиты – 2, жарочный шкаф – 1, холодильник – 3)
Актовый зал

80

55,6

1 компл., 2 ед. (усилительная аппаратура – 1 компл., пианино – 2 ед.)
Библиотека

1

21,8

3 ед. (стеллажи)
Читальный зал

7

18,4

1 ед. (компьютер)
Спортивный зал

45

149,5

3 ед. (теннисные столы)
Стадион(спортивная площадка)

50

200

2 ед. (баскетбольный щит – 1, футбольные ворота – 1)
Тир

18

83,1

3 ед. (пневматические винтовки)
Мастерские(кабинет технологии)

12

25,4

9 ед., 2 компл. (кухонный уголок – 1, электропечь – 1, швейные машинки – 7, гладильное оборудование – 2 компл.)
Помещение для художест-венной самодеятельности

37

38,5

2 ед. (компьютер – 1, микшерный пульт – 1)
Компьютерный класс

20

45,5

12 ед. (компьютеры – 10, медиапроектор – 1, проекционный экран — 1)
Медицинский кабинет

5

14

4 ед. (ростомер – 1, весы – 1, кушетка – 1, шкаф медицинский – 1)
Другие помещения(раздевалки)

20

10,4

3 ед.
Наличие развивающейпредметно-игровой среды

40

30,7

3 ед.
Оборудованные местаотдыха преподавателей

7

24,3

01ед.
Оборудованные местаотдыха детей

25

30,7

1 ед. (игровая комната)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

МОУ Саранская СОШ является муниципальным общеобразовательным учреждением. Она расположена в МО «Полесский муниципальный район», Калининградской области. В настоящее время школу посещают учащиеся из п. Саранское и 10 близлежащих населённых пунктов. Подвоз осуществляется школьными автобусами.

В настоящее время в 11 классах школы обучается 209 учащихся.

1 ступень –  83 учащихся в 4 классах

2 ступень – 98 учеников в 6 классах

Имеется класс предшкольной подготовки – 28 учащихся

В школе имеется система дополнительного образования детей на бесплатной основе.

К учебно-воспитательному процессу привлекается социо-культурное пространство Полесского района и Калининградской области.

К числу положительных сторон работы школы можно отнести:

ü Востребованность школы в районе

ü Участие учеников школы в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, наличие победителей.

ü Наличие в школе службы сопровождения ученика (психолог)

ü Высокие результаты образовательных достижений учащихся  4 классов(мониторинг)

ü Благоприятный нравственно-психологический климат в школьном коллективе

ü Информатизация школьного пространства

ü Высокий уровень развития материально-технической базы учебных кабинетов

К числу недостатков и проблем можно отнести:

ü Недостаточный учет педагогами индивидуальных особенностей детей в процессе обучения

ü Неразработанность мониторинга изменений обученности и развития личности ребенка, формирования классных коллективов

Базовые программы школы призваны удовлетворить потребности:

Ученика:

• В выявлении индивидуальных способностей, склонностей и потенциальных возможностей ребенка и развитии их;

• В прочном и сознательном овладении учащимися системой знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и достаточных для продолжения образования по желанию и возможностям учащихся.

Родителей:

• В получении их детьми качественного образования, выявлении склонностей ребенка к дальнейшей деятельности;

• В индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении проблемных детей;

• В создании условий для развития личностных качеств ребенка в школе;

• В социальной и психологической защите детей, адаптации их к постоянно меняющейся социальной ситуации, профориентации учеников.

Учителей:

• В передаче своих знаний и опыта позитивной жизнедеятельности;

• В самостоятельном выборе Учебных программ, составлении планирования в соответствии с особенностями класса, спецификой реализуемой ОП;

• В профессиональном развитии и самореализации;

• В возможности применения технологии с использованием компьютеров, аудио и видеотехники.

Школы:

• В отработанном в течение ряда лет учебном плане;

• В реализации образовательных программ базового обучения;

• В разработанных подходах к созданию системы воспитательной работы в школе;

• В сложившейся системе работы с педагогическими кадрами.

Выпускника:

• В осознанном отношении к себе, к людям, к миру;

• В продолжение непрерывного образования;

• В готовности к продуктивной деятельности в соответствии со своими склонностями и способностями;

• В подготовке к восприятию научных понятий и идей.

Общества и государства:

• В реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и цивилизации.

Учебных заведений Калининградской области:

• В притоке молодежи, ориентированной на комплексное освоение программ профессионального обучения и общекультурного развития.

 Главные ценности образовательной программы школы.

1. Опора в реальной практике педагогического процесса на гуманитарную позицию.

2. Право каждого ребенка на получение образования в зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей.

3. Достижение учащимися уровня образованности, соответствующего Государственному образовательному стандарту, определенного уровня и направленности в зависимости от своих личных возможностей.

4. Признание интересов ребенка. Поддержка его успехов и предоставление возможностей для его самореализации.

5. Создание школы как образа положительной жизнедеятельности.

6. Право педагога на творчество и профессиональную деятельность.

7. Психологический комфорт всех субъектов системы образования.

8. Коллективное творческое сотрудничество учителей, учащихся и родителей во всех сферах жизни школы.

 

Учебный план школы направлен на

— создание условий развития личности;

— достижение оптимального уровня образованности, соответствующего возрастным особенностям учащегося:

• Уровень элементарной грамотности (1 ступень обучения);

• Уровень функциональной грамотности (2 ступень обучения);

• Уровень компетентности (3 ступень обучения).

Основным проектируемым результатом освоения учебного плана является достижение выпускниками социальной зрелости, достаточной для дальнейшего самоопределения и самореализации в трудовой, общественно-политической и культурной сферах деятельности.

Уроки длятся 45 минут, перемены между уроками -15 — 20 минут.

  

Базовая образовательная программа 1- 4 классов.

Целевое назначение:

• Обеспечение образовательного процесса, предусмотренного учебным планом школы, составленного на основе базисного учебного плана ОУ Калининградской области.

• Развитие положительной мотивации к образовательному процессу;

• Сформированность основ теоретического типа мышления у учащихся, позволяющих ему в дальнейшем работать с понятийной базой и содержанием различных предметов в средней школе, что предполагает развитие способности к теоретическому анализу, к умению планировать свою деятельность, рефлексивному осмыслению процесса и результатов своей деятельности;

• Сформированность общеучебных умений, позволяющих работать с различными источниками в системе предметного обучения;

• Сформированность коммуникативных умений, позволяющих выполнять различные учебные и воспитательные роли и успешно взаимодействовать в образовательном пространстве семьи и школы;

• Диагностика развития интеллектуальных и личностных особенностей с целью создания условий для выбора дальнейшего образовательного маршрута.

Характеристика учащихся, которым адресована программа

1. Программа предназначена для детей, достигших возраста (6,5 – 10 лет)

2. Уровень готовности ребенка к освоению программы определяется по следующим показателям:

Медицинским и психологическим отсутствие медицинских противопоказаний для обучения в общеобразовательной школе, соответствие уровня психического развития ребенка возрастным нормам;

Педагогическим все дети, достигшие школьного возраста, любого уровня школьной зрелости, независимо от уровня подготовки.

Состояние здоровья. 1-4 группы здоровья, отсутствие противопоказаний для обучения в общеобразовательной школе.

Технология комплектования 1-4 классов: Прием детей осуществляется в соответствии с «Правилами приема учащихся в 1-е классы», Устава школы.  Прием заявлений осуществляется с 1 апреля по 31 августа, зачисление учащихся не позднее 1 сентября.

1.    Продолжительность обучения 4 года.

 

Характеристика  младшего  школьного возраста  и виды деятельности  младшего школьника

Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11 лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению. Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться  важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам). На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их  реализации ребёнок  учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат. Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства  возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности. Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать. В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С  подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими  значимыми людьми являются прежде всего взрослые. Особое место в жизни  ученика начальной школы  занимает учитель. В этом возрасте   он для ребёнка  — образец действий, суждений и оценок.  От него  решающим образом зависит  и принятие  позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения  являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.

Виды деятельности  младшего школьника:

  • Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа)
  • Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами)
  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.)
  • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях )
  • Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Конкретные виды  деятельности младших школьников, которые реализуются в образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

Задачи, решаемые младшими  школьниками в разных видах  деятельности

  • сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
  • научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;
  • научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;
  • овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
  • полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр, игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;
  • научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов;
  • приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;
  • приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства;

Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего  образования

1. Реализовать основную образовательную программу начальной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах (уроки, занятия,  проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)
2. Обеспечить комфортные условия смены  ведущей деятельности – игровой на учебную. Создать условия для овладения  высшими формами игровой деятельности.
3. Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого:

  • организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;
  • побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;
  • организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;
  • осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам.

4. Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого –

  • Ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов.
  • Поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов.
  • Обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок,  детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д.)

5.  Создать пространство для социальных практик младших школьников  и приобщения их к общественно значимым делам.

 

Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно—воспитательной работе с обучающимися на начальной ступени.

Нравственный  потенциал.
· Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «товарищ».
· Внутренняя потребность выполнять правила для уч-ся, умение и стремление различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.
· Обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, активное участие в процессе жизнедеятельности класса и школы.
Познавательный  потенциал.
· Формирование основных умений навыков учебной деятельности (чтение, письмо, счет).
· Формирование навыков самоконтроля учебных действий и развитие теоретического мышления.
· Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию.
Коммуникативный  потенциал.
· Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: говорить, слушать, сопереживать, сочувствовать.
· Проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру.
Эстетический потенциал.
· Эстетическое восприятие предметов и явлений в окружающей социальной и природной среде.
· Наличие индивидуального эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.
Физический потенциал.
· Соблюдение режима дня и правил личной гигиены.
· Осознанное стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.
· Желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

 

Учебные программы.

 

Основу базовой образовательной программы для 1-4 классов составляют типовые учебные программы, утвержденные МО РФ и предусмотренные учебным планом по предметам.

Учебный план 1 – 4 классов создан на основе базисного учебного плана Калининградской области, который полностью реализует государственный образовательный стандарт и обеспечивает единое образовательное пространство  Российской федерации и Калининградской области, гарантирует овладение учащимися необходимым минимумом знаний, умений и навыков, которые позволят продолжить образование на следующей ступени.

Особенности учебного плана школы отражены в пояснительной записке к учебному плану 1 – 4 классов.

Организационно-педагогические условия.

• Режим пятидневной рабочей недели при соблюдении санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса;

• Организация занятий в 1 смену;

• Продолжительность уроков 45 минут во 2 – 4 классах, 35 минут в 1 классах;

• Наполняемость классов 20 — 27 человек. Учебный год разделен на 4 четверти;

• Учебный год начинается 1 сентября, заканчивается 25 мая;

• Наличие ГПД (по желанию родителей);

• Сопровождение психолога

Работа службы сопровождения направлена на помощь в адаптации к обучению, формирование положительной мотивации к процессу обучения,

изучение и развитие интеллектуальных и личностных особенностей учащихся.

 

Валеологические условия обучения:

 

— начало занятий в 8-15

— продолжительность перемен — 15 — 20 минут;

— количество уроков в день — не более 4-х в 1-х классах и не более 5-ти во 2 -4-х — классах;

— количество уроков в неделю не превышает максимально допустимую нагрузку для учащихся 1-4 классов;

— проводятся каникулы (осенние, зимние, весенние, дополнительные для 1-х классов)

— между началом дополнительных занятий (консультаций) и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью 40 — 45 минут:

— на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз:

— домашние задания даются в следующих пределах:

в 1-м классе- нет;

во 2-м классе — до 1,5 часов;

в 3 — 4-х классах — до 2 часов;

— бесплатным питанием обеспечиваются дети из семей, состоящих на учёте в ЦСЗН Полесского района.

 

Диагностика включает в себя:

 

• Социальную диагностику (1 раз в год): наличие условий для домашней работы, состав семьи, материальное положение семьи;

•  Медицинскую диагностику (1 раз в год): показатели физического здоровья;

• Педагогическую диагностику (регулярно): предметные и личностные достижения,

•   Психологическая диагностика в 1,4 классах (1 раз в год):   затруднения в образовательных областях, коммуникативная деятельность.

 

Технологии организации учебного процесса.

• Классно-урочная система;

• Индивидуальные и групповые консультации;

• Занятия по интересам.

 

Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе, ориентированы на развитие общей культуры личности, самостоятельности и креативности мышления, коммуникативной культуры.

Виды педагогических технологий:

 

Технологии воспитания (ролевая игра, организация и проведение традиционных праздников, театральные и концертные выступления);

Технологии обучения (индивидуальная работа с учащимися, работа в парах и группах);

Технология развития (проблемное изучение, словесное рисование, опережающее обучение);

Среди педагогических технологий широко используются:

Инновационные технологии (мастерские, развитие критического мышления, развивающего чтения).

 

На основании лицензии  реализуются дополнительные образовательные программы:

 

1.

дополнительный,- физкультурно-спортивная;

— туристско-краеведческая;

— художественно-эстетическая;

— интеллектуально-познавательная

дополнительные

образовательные программы

1 год

 

Формы организаций внеурочной  деятельности:

Внутришкольные:

 Кружки по интересам;

Предметные олимпиады;

Работа школьной библиотеки;

Спортивные соревнования;

Неделя памяти;

Тематические линейки;

Концерты;

Традиционные праздники.

 

Внешкольные:

Автобусные экскурсии;

Участие в районных спортивных соревнованиях;

Посещение театров, музеев, выставок;

Сотрудничество с районным ДДТ;

Участие в районных олимпиадах;

Сотрудничество с районной библиотекой;

 

Возможные варианты  дальнейшего выбора образовательного маршрута:

• Классная форма обучения на основе Базовой образовательной программы (5 — 9)  — при освоении базовой образовательной программы 1 ступени и по желанию родителей;

• Индивидуальное (домашнее) обучение на основе Базовой образовательной программы рекомендуется учащимся с ослабленным здоровьем, согласно медицинской справке. Программа рекомендуется педагогическим советом и по желанию родителей.

Формы аттестации учащихся:

1.                     Прогностическая (срезовые административные работы по русскому языку и математике, проверка техники чтения)

Цель — фиксация начальных умений и знаний.

2.                     Текущая: (в процессе освоения учащимися образовательной программы)

Цель — диагностика и коррекция знаний по образовательному маршруту

-Устные  формы (беседа, сообщения и т.д.);

-Письменные формы (Проверочные, контрольные, самостоятельные работы, изложения, сочинения, диктанты и т.д.);

— Практические работы;

— Дидактические тесты.

3.       Итоговый контроль

Цель — фиксация достигнутых результатов, анализ, коррекция. Контрольные работы по русскому языку и математике по четвертям и в конце года, проверка техники чтения в конце года (май);

 

Формы учета достижений учащихся:

1.   В урочной деятельности

— Оценки: «два», «три», «четыре», «пять» в 3-х — 4-х классах.

— В 1-х – 2-х классах – безотметочное обучение

2. Во внеурочной деятельности (олимпиады по предметам, конкурсы, праздники, игры)

— грамоты;

— дипломы;

— благодарственные письма;

— подарки;

Базовая образовательная программа 5-9 классов.

Целевое назначение:

§ Обеспечение образовательного процесса, предусмотренного базисным учебным планом Министерства образования Калининградской области;

§ Развитие положительной мотивации к образовательному процессу;

§ Развитие познавательных способностей;

§ Развитие культуры умственного труда, навыков самообразования;

§ Развитие творческих способностей;

§ Развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;

§ Развитие навыков самоконтроля;

§ Диагностика развития интеллектуальных и личностных особенностей.

Характеристика учащихся, которым адресована программа.

1. Программа предназначена для учащихся освоивших программу начальной ступени. Возраст 10 -15 лет.

2. Уровень готовности ребенка к освоению программы определяется по следующим показателям:

Медицинским и психологическим — отсутствие медицинских противопоказаний для обучения в общеобразовательной школе, соответствие уровня психического развития ребенка возрастным нормам;

Педагогическим — ЗУН не ниже требований программы.

Состоянию здоровья: 1-4 группы здоровья, отсутствие противопоказаний для обучения в общеобразовательной школе.

Технология комплектования 5-9 классов: Классы комплектуются на основе выпускников начального звена своей школы и вновь пришедших учащихся других школ по желанию родителей. Продолжительность обучения — 5 лет.

 

Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно оформившимся. Имеет место очевидный  «зазор» между младшими школьниками, усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию, однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и  школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в сходных формах. Однако отношения подростка  к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним. Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками  определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон. Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное экспериментирование).  Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности. Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются степенью самостоятельности и ответственности. Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении:   стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность подростков,   она не адресуется  к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски называемых «умение и желание учиться». Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника  для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими. Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте.  В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные практики самовыражения)   мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания. Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.

Виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями:

  • Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).
  • Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.
  • Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе,  осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения.
  • Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей).
  • Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание.
  • Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.

Конкретные виды  деятельности подростков, которые реализуются в образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными другими участниками образовательного процесса.

 Задачи, решаемые подростками в разных видах  деятельности

 

  • Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
  • Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.
  • Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
  • Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
  • Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.
  • Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства.
  • Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними

Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу основного общего  образования

 

1.     Реализовать  образовательную программу основной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах (уроки одновозрастные и разновозрастные, занятия, тренинги, проекты, практики, конференции, выездные сессии и пр.), с постепенным расширением  возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов  с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей.  (Эту задачу решает в первую очередь учитель).

2.     Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной образовательной программой области  самостоятельности. (Эту задачу решает в первую очередь тьютор).

3.     Организовать систему социальной жизнедеятельности  и группового проектирования социальных  событий, предоставить подросткам поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах. (Эту задачу решает в первую очередь социальный педагог).

4.     Создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий. (Эту задачу решают совместно учитель, тьютор, социальный педагог).

Образ выпускника основной школы.

Нравственный потенциал
· Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «коллектив», «доверие», «выбор».
· Стремление и желание проявить сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы.
· Умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело.
Познавательный потенциал
· Формирование индивидуального стиля учебной деятельности, выработка устойчивых учебных интересов и склонностей.
· Умение управлять подсознательными процессами личности.
· Способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.
Коммуникативный  потенциал
· Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладение навыками неконфликтного общения.
· Способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, взглядам, социальному положению.

Эстетический потенциал.
· Способность видеть и понимать гармонию и красоту окружающей действительности.
· Знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства
· Апробация своих возможностей в музыке, литературе, изобразительном искусстве, прикладном творчестве.
Физический потенциал.
· Дальнейшее развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости.
· Знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями

Учебные программы.

Основу базовой образовательной программы для 5-9 классов составляют типовые учебные программы, утвержденные МО  РФ.

Учебный план создан на основе базисного учебного плана Санкт-Петербурга и включает предметы всех образовательных областей. Основное содержание раскрывается в пояснительной записке. Учебный план 5 — 9 классов создан на основе базисного учебного плана, который полностью реализует государственный образовательный стандарт и обеспечивает единое образовательное пространство  Российской федерации и Калининградской области, гарантирует овладение учащимися необходимым минимумом знаний, умений и навыков, которые позволят продолжить образование на следующей ступени.

Особенности учебного плана школы отражены в пояснительной записке к учебному плану 5 – 9 классов.

Учебный план 9-х классов предполагает предпрофильную подготовку учащихся.

Цель – профессиональная ориентация учащихся для выбора дальнейшего образовательного маршрута, освоение учащимися различных видов деятельности.

Для реализации цели вводятся элективные курсы (обязательные курсы по выбору учащихся) и ведется систематическая профориентационная и информационная работа.

Ведение элективных курсов допускается только с использованием программ, прошедших экспертизу в установленном порядке, продолжительность изучения  которых не превышает 20 часов.

Предпочтение отдается элективным курсам, ориентирующим учащихся на продолжение образования в профильных классах.

 

На основании лицензии  реализуются дополнительные образовательные программы:

 

1.

дополнительный,- физкультурно-спортивная;

— туристско-краеведческая;

— художественно-эстетическая;

— интеллектуально-познавательная

дополнительные

образовательные программы

1 год

 

Организационно — педагогические условия

§  Режим  рабочей недели смешанный при соблюдении санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса: пятидневная неделя для 5 — 9-х классов;

§  Организация занятий в 1 смену;

§  Продолжительность уроков — 45 минут, перемен 15 – 20 минут;

§  Наполняемость классов 13 – 20 человек;

Работа службы сопровождения направлена на:

§  Помощь в адаптации к различным учебным ситуациям;

§  Формирование положительной мотивации к обучению;

§  Изучение и развитие интеллектуальных и личностных особенностей учащихся

§  Сохранение здоровья учащихся

Диагностика включает в себя:

§   Социальную диагностику (1 раз в год): наличие условий для домашней работы, состав семьи, материальное положение семьи;

§   Медицинскую диагностику (2 раза в год на начало и конец учебного года): показатели физического здоровья;

§   Психологическую диагностику (по плану совместной работы с районным Психолого-педагогическим центром): интеллектуальные и личностные особенности: внимание, тревожность;

§   Педагогическую диагностику (регулярно); предметные и личностные достижения, затруднения в образовательных областях; коммуникативная деятельность.

Технологии организации учебного процесса.

§  Классно-урочная система;

§  Индивидуальные, групповые консультации;

§  Занятия по интересам.

Виды педагогических технологий:

Педагогические  технологии, используемые в образовательном процессе, ориентированы на развитие общей культуры личности, самостоятельности и креативности мышления, коммуникативной культуры.

Технологии воспитания (в соответствии с концепцией культурно-нравственного воспитания).

•    Технология обучения

§  Тренировочный урок;

§  Урок самостоятельной работы;

§  Урок практической работы;

§  Урок лабораторной работы;

§  Комбинированный урок;

§  Урок закрепления ЗУН;

§  Повторительно — обобщающий урок;

§  Урок — экскурсия

      • Игровые технологии

Урок-игра, урок-сказка, ролевые игры, урок-суд, урок-спектакль, коммуникативно — диалоговые уроки;

Уроки поиска информации.

     • Инновационные технологии: мастерские, развития критического             мышления, трех вопросов, информационные, проблемное обучение, портфолио, проектные.

 

Форма организации внеурочной деятельности

Внутришкольные:

§  Кружки по интересам;

§  Предметные олимпиады;

§  Работа школьной библиотеки;

§  Спортивные соревнования;

§  Традиционные праздники;

§  Интеллектуальные игры

 

 

Внешкольные:

§   Автобусные экскурсии;

§   Участие в районных спортивных соревнованиях;

§   Посещение театров, музеев, выставок;

§   Сотрудничество с районным ДДТ;

§   Участие в районных олимпиадах;

§   Сотрудничество с районной библиотекой;

 

Возможные варианты  дальнейшего выбора образовательного маршрута:

§  Классная форма обучения на основе Базовой образовательной программы 10 — 11 в классах  — при освоении базовой образовательной программы 2 ступени, по желанию учащихся и родителей;

§  Индивидуальное (домашнее) обучение на основе Базовой образовательной программы в классах химико-биологического, социально-гуманитарного, информационно-технологического профиля  — при освоении базовой образовательной программы 2 ступени для учащихся с ослабленным здоровьем, согласно медицинской справке.

 

§  Повторный курс обучения в соответствии с Законом об образовании (статья 17)

Формы аттестации учащихся:

1.Текущая: (в процессе освоения учащимися образовательной программы)

Цель — диагностика и коррекция по ходу освоения образовательной программы

-Устные методы и формы (беседа, сообщения и т.д.);

-Письменные формы и методы (проверочные, контрольные, самостоятельные работы, изложения, сочинения, диктанты и т.д.);

-Практические работы;

-Диагностические тесты.

2. Итоговая:

Цель — фиксация достигнутых результатов, анализ. Проводится по четвертям и итогам года.

— Контрольные работы;

— Устные контрольно — повторительные уроки;

— Устные и письменные зачеты

— Творческие итоговые работы.

Итоговая аттестация по окончании 9 класса проводится в соответствии с Положением об итоговой аттестации учащихся 9 классов МО Калининградской области

 

Формы учета достижений учащихся:

1. В урочной деятельности

— Отметки: «два», «три», «четыре», «пять»

2. Во внеурочной деятельности (олимпиады по предметам, конкурсы, праздники, игры)

— грамоты;

— дипломы;

— благодарственные письма;

— подарки.

Счётчик посещений

Яндекс.Метрика
Октябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031